Правила по оценке детей с особыми образовательными потребностями разработали в РК
Министерство образования и науки подготовило проект Правил оценки особых образовательных потребностей сообщает zakon.kz
Выделяются две группы детей с особыми образовательными потребностями в зависимости от причин трудностей обучения.
К первой группе относятся дети с ограниченными возможностями развития:
- нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие при средней потере слуха в речевой области от 40 до 80 децибел, в том числе дети после кохлеарной имплантации) с общим речевым недоразвитием 1-3 уровня;
- нарушениями зрения (незрячие – с полным отсутствием зрительных ощущений, с светоощущением или остаточным зрением до 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией очками и слабовидящие – с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с коррекцией очками);
- нарушениями интеллекта (с умственной отсталостью);
- задержкой психического развития;
- нарушениями речи (с общим недоразвитием речи 1-3 уровня, фонетико-фонематическим недоразвитием речи, ринолалией, дизартрией, тяжелым заиканием, нарушениями письменной речи (дислексией, дисграфией));
- трудностями усвоения отдельных школьных навыков вследствие недостаточности различных психических функций (умственной работоспособности, восприятия, внимания, памяти).
- нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- эмоционально-волевыми расстройствами: нарушениями общения и социального взаимодействия (аутизмом), нарушениями и трудностями поведения;
- со сложными (сочетанными) нарушениями.
Для первой группы детей, трудности обучения которых обусловлены ограниченными возможностями развития, предусматриваются следующие виды услуг по удовлетворению особых образовательных потребностей:
- изменение учебного плана и учебных программ;
- изменение способов и критериев оценивания результатов обучения;
- использование вариативных, специальных и альтернативных методов обучения, в том числе основанных на принципах прикладного анализа поведения;
- подбор учебников и УМК, подготовка индивидуальных учебных материалов;
- специальная психолого-педагогическая поддержка педагога-психолога, специального педагога (в том числе олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога, логопеда (учитель-логопед), педагога-ассистента;
- выбор программы обучения (общеобразовательная, специальная);
- создание безбарьерной среды и адаптация учебного места;
- обеспечение компенсаторными и техническими средствами;
- сопровождение социального педагога;
- услуга индивидуального помощника для детей с инвалидностью, имеющих затруднения в передвижении предоставляется организациями социальной защиты на основании реабилитационно-экспертного заключения медико-социальной экспертизы.
Ко второй группе относятся дети, не имеющие нарушений умственного и физического развития, их особые образовательные потребности обусловлены социально-психологическими и иными факторами, препятствующими их включению в образовательный процесс:
- с микросоциальной и педагогической запущенностью, воспитывающиеся в социально уязвимых семьях;
- испытывающие трудности в адаптации к местному социуму (беженцы, мигранты, кандасы);
- дети с инвалидностью вследствие соматических и иных заболеваний.
- Для детей второй группы предусматриваются следующие виды услуг по удовлетворению особых образовательных потребностей:
- индивидуальный подход в обучении без изменения учебного плана и учебных программ;
- организация дополнительных занятий за счет вариативного компонента типового учебного плана;
- адаптация учебного места;
- поддержка школьного психолога;
- поддержка социального педагога.
Основанием для предоставления услуг по удовлетворению особых образовательных потребностей детей второй группы является рекомендации службы психолого-педагогического сопровождения и/или педагогического совета организации образования.
Как отмечается, оценка особых образовательных потребностей у детей осуществляется в организациях общего и специального образования и психолого-медико-педагогических консультациях.
Порядок оценки особых образовательных потребностей в организациях образования:
- учитель (воспитатель) выявляет детей с особыми образовательными потребностями в ходе учебно-воспитательного процесса, используя наблюдение социально-эмоционального благополучия и особенностей учебно-познавательной деятельности каждого ученика (воспитанника), а также критериальную оценку достижений школьников;
- специалисты психолого-педагогического сопровождения с согласия родителей (законных представителей) осуществляют углубленное обследование и оценку особых образовательных потребностей детей с трудностями обучения;
- детям с выраженными трудностями обучения по результатам углубленного обследования специалистами психолого-педагогического сопровождения организации образования рекомендуется дальнейшая оценка особых образовательных потребностей в ПМПК;
- особые образовательные потребности детей в кабинетах психолого-педагогической коррекции и реабилитационных центрах определяются на основе результатов междисциплинарной командной оценки.
В частности, изменение учебного плана и учебных программ рекомендуется в виде адаптации типовых учебных общеобразовательных и специальных программ;
разработки индивидуальных учебных планов и индивидуальных учебных программ по рекомендации ПМПК для детей с нарушением интеллекта и детей, имеющих стойкие трудности в усвоении отдельных учебных предметов.
При этом изменение способов и критериев оценивания результатов обучения рекомендуется при обучении по специальным, индивидуальным и адаптированным учебным программам.
Подбор учебников и учебных методических комплексов (УМК), подготовка индивидуальных учебных материалов осуществляется в соответствии с содержанием рекомендованной учебной программы и используемыми методами обучения.
Специальная психолого-педагогическая поддержка рекомендуется:
- логопеда – детям с нарушениями речи;
- олигофренопедагога (дефектолога) – детям с нарушениями интеллекта, задержкой психического развития;
- сурдопедагога – детям с нарушениями слуха;
- тифлопедагога – детям с нарушениями зрения;
- педагога-психолога – детям с нарушениями общения и социального взаимодействия, поведенческими нарушениями.
Также определены критерии, при которых необходимо сопровождение педагога-ассистента учащимся с нарушениями поведения.
При этом сопровождение педагога-ассистента в школе рекомендуется на постоянной или на временной основе – до формирования способности ребенка учиться самостоятельно в классе/группе.
Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями организуется в:
- специальных дошкольных и школьных организациях образования;
- специальных классах (группах), создаваемых в общеобразовательных школах (детских садах) по видам нарушений развития;
- общеобразовательном классе по адаптированным учебным программам или по индивидуальному учебному плану и индивидуальным учебным программам.
- с нарушением интеллекта по отдельным учебным предметам по индивидуальной учебной программе;
- при наличии 4-6 детей с поведенческими нарушениями и необходимых условий (кадрового и материально-технического обеспечения) в организациях образования открывается кабинет с обучением детей на основе принципов прикладного анализа поведения;
- обучение на дому по заключению врачебно-консультационной комиссии о состоянии здоровья ребенка. Обучение на дому сочетается с посещением отдельных уроков в школе, в том числе коррекционно-развивающих занятий, по заключению лечащего врача.
Проект документа размещен на сайте «Открытые НПА» для публичного обсуждения до 6 декабря.