Правила по оценке детей с особыми образовательными потребностями разработали в РК

Министерство образования и науки подготовило проект Правил оценки особых образовательных потребностей сообщает zakon.kz

👁️ 898
Правила по оценке детей с особыми образовательными потребностями
Фото: из открытых источников

Выделяются две группы детей с особыми образовательными потребностями в зависимости от причин трудностей обучения.

К первой группе относятся дети с ограниченными возможностями развития:

  1. нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие при средней потере слуха в речевой области от 40 до 80 децибел, в том числе дети после кохлеарной имплантации) с общим речевым недоразвитием 1-3 уровня;
  2. нарушениями зрения (незрячие – с полным отсутствием зрительных ощущений, с светоощущением или остаточным зрением до 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией очками и слабовидящие – с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с коррекцией очками);
  3. нарушениями интеллекта (с умственной отсталостью);
  4. задержкой психического развития;
  5. нарушениями речи (с общим недоразвитием речи 1-3 уровня, фонетико-фонематическим недоразвитием речи, ринолалией, дизартрией, тяжелым заиканием, нарушениями письменной речи (дислексией, дисграфией));
  6. трудностями усвоения отдельных школьных навыков вследствие недостаточности различных психических функций (умственной работоспособности, восприятия, внимания, памяти).
  7. нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  8. эмоционально-волевыми расстройствами: нарушениями общения и социального взаимодействия (аутизмом), нарушениями и трудностями поведения;
  9. со сложными (сочетанными) нарушениями.

Для первой группы детей, трудности обучения которых обусловлены ограниченными возможностями развития, предусматриваются следующие виды услуг по удовлетворению особых образовательных потребностей:

  • изменение учебного плана и учебных программ;
  • изменение способов и критериев оценивания результатов обучения;
  • использование вариативных, специальных и альтернативных методов обучения, в том числе основанных на принципах прикладного анализа поведения;
  • подбор учебников и УМК, подготовка индивидуальных учебных материалов;
  • специальная психолого-педагогическая поддержка педагога-психолога, специального педагога (в том числе олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога, логопеда (учитель-логопед), педагога-ассистента;
  • выбор программы обучения (общеобразовательная, специальная);
  • создание безбарьерной среды и адаптация учебного места;
  • обеспечение компенсаторными и техническими средствами;
  • сопровождение социального педагога;
  • услуга индивидуального помощника для детей с инвалидностью, имеющих затруднения в передвижении предоставляется организациями социальной защиты на основании реабилитационно-экспертного заключения медико-социальной экспертизы.

Ко второй группе относятся дети, не имеющие нарушений умственного и физического развития, их особые образовательные потребности обусловлены социально-психологическими и иными факторами, препятствующими их включению в образовательный процесс:

  • с микросоциальной и педагогической запущенностью, воспитывающиеся в социально уязвимых семьях;
  • испытывающие трудности в адаптации к местному социуму (беженцы, мигранты, кандасы);
  • дети с инвалидностью вследствие соматических и иных заболеваний.
  • Для детей второй группы предусматриваются следующие виды услуг по удовлетворению особых образовательных потребностей:
  • индивидуальный подход в обучении без изменения учебного плана и учебных программ;
  • организация дополнительных занятий за счет вариативного компонента типового учебного плана;
  • адаптация учебного места;
  • поддержка школьного психолога;
  • поддержка социального педагога.

Основанием для предоставления услуг по удовлетворению особых образовательных потребностей детей второй группы является рекомендации службы психолого-педагогического сопровождения и/или педагогического совета организации образования.

Как отмечается, оценка особых образовательных потребностей у детей осуществляется в организациях общего и специального образования и психолого-медико-педагогических консультациях.

Порядок оценки особых образовательных потребностей в организациях образования:

  1. учитель (воспитатель) выявляет детей с особыми образовательными потребностями в ходе учебно-воспитательного процесса, используя наблюдение социально-эмоционального благополучия и особенностей учебно-познавательной деятельности каждого ученика (воспитанника), а также критериальную оценку достижений школьников;
  2. специалисты психолого-педагогического сопровождения с согласия родителей (законных представителей) осуществляют углубленное обследование и оценку особых образовательных потребностей детей с трудностями обучения;
  3. детям с выраженными трудностями обучения по результатам углубленного обследования специалистами психолого-педагогического сопровождения организации образования рекомендуется дальнейшая оценка особых образовательных потребностей в ПМПК;
  4. особые образовательные потребности детей в кабинетах психолого-педагогической коррекции и реабилитационных центрах определяются на основе результатов междисциплинарной командной оценки.

В частности, изменение учебного плана и учебных программ рекомендуется в виде адаптации типовых учебных общеобразовательных и специальных программ;

разработки индивидуальных учебных планов и индивидуальных учебных программ по рекомендации ПМПК для детей с нарушением интеллекта и детей, имеющих стойкие трудности в усвоении отдельных учебных предметов.

При этом изменение способов и критериев оценивания результатов обучения рекомендуется при обучении по специальным, индивидуальным и адаптированным учебным программам.

Подбор учебников и учебных методических комплексов (УМК), подготовка индивидуальных учебных материалов осуществляется в соответствии с содержанием рекомендованной учебной программы и используемыми методами обучения.

Специальная психолого-педагогическая поддержка рекомендуется:

  • логопеда – детям с нарушениями речи;
  • олигофренопедагога (дефектолога) – детям с нарушениями интеллекта, задержкой психического развития;
  • сурдопедагога – детям с нарушениями слуха;
  • тифлопедагога – детям с нарушениями зрения;
  • педагога-психолога – детям с нарушениями общения и социального взаимодействия, поведенческими нарушениями.

Также определены критерии, при которых необходимо сопровождение педагога-ассистента учащимся с нарушениями поведения.

При этом сопровождение педагога-ассистента в школе рекомендуется на постоянной или на временной основе – до формирования способности ребенка учиться самостоятельно в классе/группе.

Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями организуется в:

  • специальных дошкольных и школьных организациях образования;
  • специальных классах (группах), создаваемых в общеобразовательных школах (детских садах) по видам нарушений развития;
  • общеобразовательном классе по адаптированным учебным программам или по индивидуальному учебному плану и индивидуальным учебным программам.
  • с нарушением интеллекта по отдельным учебным предметам по индивидуальной учебной программе;
  • при наличии 4-6 детей с поведенческими нарушениями и необходимых условий (кадрового и материально-технического обеспечения) в организациях образования открывается кабинет с обучением детей на основе принципов прикладного анализа поведения;
  • обучение на дому по заключению врачебно-консультационной комиссии о состоянии здоровья ребенка. Обучение на дому сочетается с посещением отдельных уроков в школе, в том числе коррекционно-развивающих занятий, по заключению лечащего врача.

Проект документа размещен на сайте «Открытые НПА» для публичного обсуждения до 6 декабря.