В Алматы тысячи автобусов ездят без катализаторов
Общественный деятель Санжар Бокаев рассказал, что половина автобусов Алматы ездит без катализаторов. Эти машины выделяют токсичных веществ в десятки раз больше нормы.
В Алматы разгорается экологический скандал. Общественный деятель Санжар Бокаев опубликовал видео в Instagram, в котором рассказал, что в его руки попал список автобусов, выезжающих на маршруты города без катализаторов. По его словам, из примерно 2500 автобусов, используемых в общественном транспорте Алматы, около половины не имеют катализаторов.
«Почти на всех гармошках катализаторов нет вообще», — заявил Бокаев. Он отметил, что на черном рынке один катализатор стоит от 600 до 700 тысяч тенге, и именно ради этой выгоды многие автопарки идут на его вырезание.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
По словам общественника, это не единственная проблема автопарков. Водителей не хватает, многие перерабатывают и работают по 16 часов в день, из-за чего страдает безопасность. Кроме того, в автобусах используются некачественные запчасти, крадутся горюче-смазочные материалы, а руководство предприятий закрывает глаза на происходящее.
Что такое катализатор и зачем он нужен
Катализатор — это элемент выхлопной системы автомобиля, который очищает выхлопные газы от вредных веществ, таких как угарный газ, оксиды азота и углеводороды. Он превращает опасные соединения в более безопасные — водяной пар, углекислый газ и азот.
Без катализатора двигатель продолжает работать, но выхлоп становится токсичным. Автомобиль или автобус без катализатора выделяет в 10–20 раз больше вредных веществ, чем с исправной системой очистки. Для большого автобуса, который ездит по городу целый день, это означает выброс десятков килограммов ядовитых газов ежедневно.
«В Алматы и без того ужасная ситуация с качеством воздуха, а теперь выясняется, что общественный транспорт сам стал одним из главных загрязнителей», — подчеркнул Санжар Бокаев.
Воздух Алматы под угрозой
Алматы традиционно входит в список городов с наиболее загрязнённым воздухом в регионе. Эксперты отмечают, что основной вклад в смог вносят старые машины, угольное отопление и общественный транспорт. Теперь же выясняется, что тысячи автобусов, которые должны быть «экологичной альтернативой» личным авто, сами стали источником ядовитых выбросов.
Общественники требуют провести проверку автопарков, вернуть катализаторы и усилить контроль за техническим состоянием городского транспорта. Ведь цена халатности — это здоровье сотен тысяч горожан.
Ранее экологические активисты не раз предупреждали, что уровень загрязнения воздуха в Алматы уже превышает нормы Всемирной организации здравоохранения в несколько раз. Теперь выяснилось, что часть этой проблемы буквально ездит по улицам города каждый день.