Почему Казахстан выбрал американские локомотивы за миллиарды долларов

Казахстан закупит 300 локомотивов Wabtec ES44ACi на $4,2 млрд. Сборка пройдёт в Астане, а контракт станет крупнейшим в истории отношений с США.

👁️ 2 902
Evolution Series ES44ACi
Фото: Wabtec / Evolution Series ES44ACi

Казахстан и американская компания Wabtec заключили крупнейший контракт в истории двусторонних отношений — на $4,2 млрд. В рамках соглашения страна получит 300 современных грузовых локомотивов серии ES44ACi, часть которых будет собираться на заводе в Астане.

Какие локомотивы выбрал Казахстан

Речь идёт о модели Evolution Series ES44ACi, признанной одной из самых надёжных в мире. Эти локомотивы предназначены для тяжёлых грузовых перевозок и способны работать в любых климатических условиях — от жары до морозов.

  • Мощность достигает 4500 лошадиных сил;
  • Сниженный расход топлива и выбросов по сравнению с предыдущими моделями;
  • Длинные интервалы между капитальными ремонтами;
  • AC-тяга, обеспечивающая лучшее сцепление колёс при движении по сложным участкам.

По данным компании, новые локомотивы экономичнее в эксплуатации и требуют меньше затрат на обслуживание, что особенно важно для Казахстана с его протяжённой железнодорожной сетью в 16 тысяч километров.

Кто ещё покупает локомотивы Wabtec

Американские тяжёлые локомотивы давно востребованы на мировом рынке:

  • Индия заказала 1000 локомотивов Evolution на $2,5 млрд;
  • Египет приобрёл 100 локомотивов ES30ACi с 15-летним сервисным пакетом на $575 млн;
  • Пакистан получил 55 локомотивов ES43ACi для перевозки угля;
  • Бразилия использует ES44ACi для тяжёлого грузового трафика в горной местности.

Цена и структура сделки

Средняя стоимость одного локомотива по мировым контрактам колеблется от $2,5 млн (Индия) до $5–6 млн (Египет). Однако казахстанский контракт на $4,2 млрд нельзя делить «в лоб»: сумма включает не только поставку локомотивов, но и локализацию производства, сервисные пакеты, запчасти и многолетнее обслуживание. Таким образом, расчёт $14 млн за единицу отражает не цену за «голый» локомотив, а полный жизненный цикл.

Почему это важно для Казахстана

Ключевая часть контракта — производство на заводе «Локомотив құрастыру зауыты» в Астане. Сейчас предприятие выпускает модели TE33A, но сотрудничество с Wabtec позволит внедрить новые технологии, обучить специалистов и создать рабочие места.

Обновление парка локомотивов даст стране:

  • ускорение грузоперевозок;
  • снижение операционных издержек;
  • повышение надёжности транспортной системы;
  • укрепление транзитного потенциала на маршрутах Европа – Азия;
  • развитие промышленности и инженерной базы.

Контракт десятилетия

«Это крупнейший контракт за всю историю отношений Казахстана и США. Он даст экономике новые рабочие места, повысит экспортный потенциал и укрепит позиции страны на мировом транзитном рынке»,
— отметили в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития РК.

Кроме того, по данным Wabtec, сделка рассчитана на десятилетие и предполагает не только поставку новых локомотивов, но и долгосрочную поддержку уже эксплуатируемого парка «Казахстан темир жолы».

На мировом рынке перевозок всё большее значение имеет экологичность и эффективность. Использование локомотивов нового поколения позволит Казахстану соответствовать международным стандартам по выбросам, что важно для участия в глобальных транзитных проектах и «зелёных» инициативах.