Когда в Алматы начнут отслеживать выхлопы машин с помощью дронов
В Алматы с октября запускают пилотный проект по контролю экокласса авто. За проезд машин ниже Евро-5 в будущем придётся платить экосбор.
В Алматы готовятся ввести экологический сбор за проезд автомобилей с низким экоклассом. Как сообщили в акимате, весь город планируют объявить зоной пониженных выбросов, и владельцам машин ниже Евро-5 придётся платить за каждое пребывание их транспорта на улицах мегаполиса.
Когда начнётся проект
По информации властей, система контроля будет внедряться поэтапно. Уже в октябре 2025 года её запустят в пилотном режиме на центральных магистралях. На этой стадии сбор взиматься не будет — специалисты протестируют работу датчиков, беспилотников и проанализируют состав автопарка.
В дальнейшем въезд в Алматы станет платным для бензиновых авто классов Евро-0—4 и всех дизельных машин. Освободят от оплаты электромобили, автомобили на водороде, а также транспорт Евро-5 и Евро-6.
Как будут платить
Для постоянных жителей Алматы и пригородов, работающих в городе, предусмотрят льготы — ежемесячный абонемент по сниженной цене при условии регистрации в системе «Чистый город» и успешного техосмотра. Владельцам без абонемента придётся оплачивать сутки пребывания машины в Алматы. Почасовой тариф вводить не планируют.
Сколько будет стоить проезд
Точная стоимость пока не утверждена. Власти обещают направить все поступления от экосбора на развитие общественного транспорта, экологические проекты и социальные меры поддержки.
«Одним из таких механизмов станет программа выкупа старых автомобилей низких экологических классов у горожан, что позволит ускорить обновление автопарка»,
Сколько машин попадут под экосбор
По данным Бюро нацстатистики, в Алматы на 1 августа 2025 года зарегистрировано 207 тысяч автомобилей старше 20 лет. Они наверняка окажутся в списке для оплаты. Для примера: если установить суточный тариф в 100 тенге (стоимость часа парковки), только с «двадцатилеток» городская казна будет получать более 20 миллионов тенге в день, свыше полумиллиарда в месяц и около 7,5 млрд тенге в год.
Причём это без учёта машин, ежедневно въезжающих в Алматы из других регионов, среди которых немало транспорта ниже Евро-5.
Когда разные страны перешли на стандарт Евро-5
| Страна | Год начала выпуска авто только с Евро-5 | Примечание |
|---|---|---|
| Европейский союз | 2008 | С сентября 2009 года Евро-5 обязателен для новых моделей, с 2011 — для всех авто |
| Россия | 2016 | С 1 января 2016 года Евро-5 обязателен для выпуска и импорта машин |
| Казахстан | 2016 | Переход синхронно с Россией |
| Китай | 2013–2014 | В крупных городах с 2013 года, по стране — поэтапно до 2014 |
| Япония | 2009 | Введены стандарты «Post New Long-Term», сопоставимые с Евро-5 |
| Южная Корея | 2009 | На новые авто — с 2009 года, фактически эквивалент Евро-5 |