Кому в китайском автопроме не суждено выжить до 2025 года
Обзор брендов, которым грозит уход с китайского рынка электромобилей
Какие китайские автобренды не переживут 2025 год? Этот вопрос стал особенно актуален после того, как недавно остановила свое производство в Китае марка Jidu. Давайте изучим, какие компании оказались в опасности, а у каких всё хорошо.
Рынок электромобилей и гибридов в Китае стремительно наполняется с 2015 года, что связано с государственными субсидиями и высоким спросом. Однако, после 2022 года многие программы поддержки были свернуты, а конкуренция достигла критических уровней.
Множество марок уже покинули китайский рынок, среди которых Weltmeister, Aiways, Yudo и Hengchi. Последней новостью стало прекращение производства автомобилей Jiyue от Geely и Baidu, известной в России под именем Jidu. Рассмотрим, какие китайские компании не смогут пережить 2025 год, а какие сохраняют уверенные позиции.
Кандидаты на вылет
Чтобы выявить кандидатов на уход с рынка, важно обратить внимание на несколько ключевых факторов. Основное внимание стоит уделить объемам продаж, финансовому состоянию компании и выполнению поставленных планов. Участие крупных игроков не всегда является гарантией стабильности, как показал пример Jiyue.
Первым кандидатом на уход с рынка является бренд Hycan, частично принадлежащий компании GAC. Изначально он создавался совместно с Nio, однако после выхода последней интерес к проекту со стороны GAC угас. В 2024 году Hycan продал лишь 4,6 тысячи автомобилей – крайне низкий уровень для Китая. Кроме того, сообщалось о сокращениях и закрытии многих автосалонов марки.
Другой проблемный игрок – бренд Neta, который изначально специализировался на доступных электромобилях, но затем попытался перейти в более выгодный сегмент. Однако, имея репутацию лоукостера, компания смогла выполнить всего 30% своего плана продаж в 2024 году. В результате, Neta была вынуждена сократить зарплаты и приостановить производство.
Также труднощти испытывают марки IM и Rising, входящие в состав концерна SAIC. Обе компании изначально позиционировались как премиальные, но столкнулись с проблемами внутренней конкуренции. В 2024 году IM Motors реализовал лишь половину намеченных продаж, тогда как Rising продал всего 7,1 тысячи автомобилей. Пока обе марки продолжают функционировать при поддержке материнской компании, однако их будущее вызывает сомнения.
Устойчивые компании
Крупные концерны, такие как Geely, Chery, GAC, Great Wall и BYD, чувствуют себя уверенно и вряд ли столкнутся с проблемами в ближайшем будущем. Также есть менее известные марки, которые демонстрируют отличные результаты.
Один из таких брендов – Li Auto, который в 2024 году продал более полумиллиона автомобилей. Более того, это один из немногих стартапов, который имеет прибыль: в третьем квартале 2024 года чистая прибыль составила 401,9 миллиона долларов США. Тем не менее, модель Mega не снискала популярности на рынке, что ставит под вопрос будущее остальных электромобилей марки.
Zeekr является одним из самых успешных китайских брендов, запустив на рынок шесть уникальных моделей с момента основания и выйдя на IPO в США. В 2024 году Zeekr реализовал 222 тысячи автомобилей, что составляет 96,5% от запланированного объема. Важным моментом стало присоединение марки Lynk & Co, что дает дополнительные перспективы для роста.
Перспективным выглядит и бренд Leapmotor. Обретя поддержку концерна Stellantis, Leapmotor получил значительные инвестиции и вышел на международный рынок. В 2024 году компания продала 285 тысяч автомобилей, выполнив 95% своего плана.
Наконец, такие марки как Voyah, Xpeng и Avatr тоже преуспевают благодаря успешным новинкам на рынке. Voyah представил новый минивэн Dream, Avatr начал продажи кроссовера 07, а Xpeng вывел на рынок две успешные модели – Mona M03 и P7+.
Таким образом, в китайском автопроме можно выделить как надежные компании, так и те, что едва сдерживаются на плаву. Однако, определенные бренды, такие как Lixiang и Zeekr, обеспечивают себе устойчивое будущее благодаря успешному продукту и активным планам на развитие.