Научное открытие: впервые измерено электрическое поле Земли

Ученые NASA подтвердили существование амбиполярного электрического поля, играющего ключевую роль в атмосфере нашей планеты.

👁️ 22
Фото: Dall-E

Американское управление по аэронавтике и исследованию космического пространства NASA сообщило о долгожданном достижении. Используя наблюдения с суборбитальной ракеты NASA, международная группа ученых впервые успешно измерила электрическое поле всей планеты, которое, как полагают, является таким же фундаментальным для Земли, как гравитационное и магнитное поля.

Ученые выдвинули гипотезу более 60 лет назад о том, что так называемое амбиполярное электрическое поле управляет тем, как атмосфера Земли может рассеиваться, "улетая" в космос над Северным и Южным полюсами. Измерения с ракеты миссии NASA Endurance подтвердили существование амбиполярного поля и количественно оценили его силу, выявив его роль в ускорении потери газов атмосферы и формировании нашей ионосферы — слоя верхних слоев атмосферы — в более широком смысле.

Иллюстрация: NASA

В конце 1960-х годов космические аппараты, пролетающие над полюсами Земли, обнаружили поток частиц, "улетающих" из нашей атмосферы в космос. Теоретики предсказали этот отток, который они назвали полярным ветром, что подстегнуло исследования по пониманию его причин.

Как пояснили в NASA, интенсивный солнечный свет должен был заставить некоторые частицы из нашего воздуха выйти в космос, как пар, испаряющийся из кастрюли с водой. Однако наблюдаемый полярный ветер представлял собой загадку. Многие частицы внутри него были холодными, без каких-либо признаков нагревания, однако они двигались со сверхзвуковой скоростью. Глин Коллинсон, главный исследователь Endurance в Центре космических полетов имени Годдарда в Гринбелте, подчеркнул:

Что-то должно было вытягивать эти частицы из атмосферы.
Глин Коллинсон

Ученые подозревали, что здесь может работать еще не обнаруженное электрическое поле. Предполагаемое электрическое поле, генерируемое в субатомном масштабе, должно было быть невероятно слабым, а его воздействие ощущалось лишь на расстоянии сотен миль. Десятилетиями его обнаружение выходило за рамки существующих технологий. В 2016 году Коллинсон и его команда приступили к созданию нового прибора, который, по их мнению, подходил для измерения амбиполярного поля Земли.

Иллюстрация: Andoya Space / Leif Jonny Eilertsen / NASA

Инструменты и идеи команды лучше всего подходили для суборбитального полета ракеты, запущенной из Арктики. 11 мая 2022 года Endurance стартовала и достигла высоты 768,03 км, приводнившись 19 минут спустя в Гренландском море. При этом Endurance измерила изменение электрического потенциала в 0,55 вольт. Коллинсон отметил:

Полвольта — это почти ничто, это примерно столько же, сколько батарейка для часов. Но это как раз то количество, которое нужно, чтобы объяснить полярный ветер.
Глин Коллинсон

Ионы водорода, наиболее распространенный тип частиц в полярном ветре, испытывают направленную наружу силу этого поля в 10,6 раз сильнее гравитации. Алекс Глосер, научный сотрудник проекта Endurance, пояснил:

Этого более чем достаточно, чтобы противостоять гравитации — на самом деле, этого достаточно, чтобы запустить их в космос на сверхзвуковой скорости.
Алекс Глосер

Более тяжелые частицы также получают импульс. Ионы кислорода на той же высоте, погруженные в это поле, весят вдвое меньше. В целом, команда обнаружила, что амбиполярное поле увеличивает то, что известно как масштабная высота ионосферы на 271%, то есть ионосфера остается более плотной на больших высотах, чем она была бы без него. Коллинсон добавил:

Это как конвейер, поднимающий атмосферу в космос.