Почему экспорт легковых автомобилей из Казахстана упал почти в 17 раз
Казахстан столкнулся с резким снижением экспорта легковых автомобилей.
Экспорт легковых автомобилей из Казахстана сократился почти в 17 раз, что стало первой такой значительной потерей за последние несколько лет. Этот факт подтверждается данными из Бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК, сообщающими, что в период с января по июнь текущего года было выведено за пределы страны всего 554 автомобиля, в то время как в первом полугодии 2023 года этот показатель достигал 9,2 тыс. автомобилей, сообщает ranking.kz.
Основные причины падения экспорта
Россию можно считать основным покупателем казахстанских легковых автомобилей, занимая 92,6% от общего объема экспорта. Из 9,1 тыс. проданных автомобилей за пределы Казахстана в первом полугодии 2023 года, 8,4 тыс. были отправлены в Российскую Федерацию. Однако в текущем полугодии продажи в Россию упали до всего лишь 115 автомобилей.
Новые правила и их последствия
Это резкое сокращение связано с изменением системы управления рисками в ЕАЭС, вступившей в силу с 1 апреля 2024 года. Новые правила лишают перекупщиков возможности заниматься поставками в Россию, так как теперь они будут обязаны компенсировать разницу в таможенной стоимости автомобиля, основываясь на средней рыночной цене.
Снижение поставок в другие страны
Сокращение экспорта автомобилей наблюдается не только в Россию, но и в другие страны ЕАЭС. Например, как свидетельствует таможенная статистика, экспорт легковых автомобилей в Беларусь уменьшился в 18 раз, а в Кыргызстан — на 27,5% за тот же период.