Как снизить уровень аварийности на дорогах Казахстана
Проблемы автошкол и предложения мажилисмена по их решению

В заявлении на имя премьер-министра Олжаса Бектенова мажилисмен Марат Кожаев сообщил, что в Казахстане в 2024 году, по данным Генеральной прокуратуры, было зарегистрировано более 31 тыс. аварий. Прокуроры учитывают лишь ДТП с пострадавшими. Депутат утверждает, что множество водителей, допускающих нарушения, не имеют необходимых знаний и умений управления транспортными средствами, что объясняется недостатками в системе подготовки и контроля автошкол. Сообщает kolesa.kz.
В настоящее время в Казахстане действуют 374 автошколы, однако их работа практически не подвергается должному государственному контролю. Это приводит к тому, что учебные занятия часто носят формальный характер, а выпускники автошкол не приобретают необходимых знаний для безопасного вождения. По данным Государственного кредитного бюро, каждый пятый водитель (23 491 из 126 003), получивший страховые выплаты из-за ДТП, обладает стажем вождения менее двух лет, что подтверждает высокий уровень аварийности среди начинающих автомобилистов. Дополнительную тревогу вызывают и случаи систематического нарушения порядка получения водительских удостоверений.

В связи с этим, мажилисмен предложил:
- Установить государственный контроль за работой автошкол.
- Пересмотреть правило сдачи экзаменов и получения прав, включая введение испытательного срока для молодых водителей.
- Обновить учебные программы автошкол с фокусом на безопасность и культуру поведения на дороге.
- Внедрить обязательные курсы для новоиспечённых водителей через 6 месяцев после получения удостоверения.
- Обеспечить периодическую переаттестацию водителей (например, каждые 10 лет) с проверкой знаний правил дорожного движения и практических навыков.
- Передать контроль за выдачей водительских удостоверений МВД.
- Создать специализированные ЦОНы и автодромы в каждом крупном городе, городах областного значения и районных центрах.

Кроме того, по мнению М. Кожаева, необходимо рассмотреть несколько изменений в сфере дорожного строительства. Например, обеспечить строительство многоуровневых пешеходных переходов, освещение и организовать тротуары в населённых пунктах, через которые проходят республиканские трассы, а также ускорить реализацию объездных дорог вокруг крупных городов на транзитных маршрутах.

Для улучшения ситуации на дорогах необходимо усилить контроль за пассажирскими перевозками, особенно за такси, расширив использование скрытого патрулирования, увеличить количество нарушений, фиксируемых камерами в автоматическом режиме. Кроме этого, ввести дифференцированную ответственность для водителей, которые систематически игнорируют правила дорожного движения, учитывая количество нарушений за указанный период (например, десять и более), зарегистрированных техническими средствами. Также следует внедрить обязательную пересдачу теоретического экзамена по правилам дорожного движения для водителей, имеющих постоянные нарушения.