Как Норвегия становится лидером по продажам электромобилей в мире
Страна на шаг ближе к полному отказу от бензиновых и дизельных автомобилей

Норвегия стремится стать первой страной, полностью исключающей продажу новых бензиновых и дизельных автомобилей в автосалонах. По данным Информационного совета по дорожному движению страны (OFV), в 2024 году было продано 128 691 автомобилей, из которых 114 400 — электрические, что составляет 88.9 %. Этот результат удалось достичь менее чем за 15 лет, с момента, когда в 2010 году доля продаж электромобилей не превышала 1 %. Сообщает kolesa.kz.
Силовая установка | Продажи в 2024 г. (ед.) | Продажи в 2023 г. (ед.) |
Электрическая | 114 400 | 104 588 |
Гибридная (бензин) | 6 869 | 7 584 |
Подключаемый гибрид (бензин) | 3 472 | 9 969 |
Дизельная | 2 938 | 3 117 |
Бензиновая | 986 | 1 493 |
Подключаемый гибрид (дизель) | 17 | 200 |
Водородная | 9 | 2 |
Суммарные продажи | 128 691 | 126 953 |
Сохраняющийся устойчивый тренд предпочтений клиентов продолжает демонстрировать рост. В сравнении с 2023 годом продажи увеличились почти на 7.2 %, а по итогам января 2025 года доля электромобилей в продажах составила 96 %.
Топ-10 продаж автомобилей на рынке Норвегии по итогам 2024 года
Позиция | Модель | Продажи в 2024 г. (ед.) |
1 | Tesla Model Y | 16 858 |
2 | Tesla Model 3 | 7 264 |
3 | Volvo EX30 | 7 229 |
4 | Volkswagen ID.4 | 7 222 |
5 | Toyota bZ4X | 6 007 |
6 | Škoda Enyaq | 4 610 |
7 | Nissan Ariya | 3 772 |
8 | Volkswagen ID.3 | 3 634 |
9 | Toyota Yaris | 3 523 |
10 | Audi Q4 e-tron | 3 449 |
Таким образом, Норвегия находится всего в шаге от полного перехода на электрический транспорт, о котором было объявлено в 2017 году. Это касается не только легковых автомобилей, но и коммерческих: в 2025 году автобусный парк станет полностью электрическим, а к концу десятилетия планируется перевести 75 % большегрузов на возобновляемые источники энергии.
Тем не менее, на норвежских дорогах остаётся множество транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания. В соответствии с данными Норвежской ассоциации электромобилей (NEVA), на которые ссылается CNBC, доля автомобилей с ДВС составляет 72 % по всей стране и чуть менее 60 % в столице.

Популярность электромобилей в Норвегии также объясняется обширным набором льгот для их владельцев. Им не нужно платить НДС при покупке, а также они получают скидки на дорожные и парковочные налоги и имеют право двигаться по автобусным полосам. Кроме того, в стране существует развитая сеть зарядных станций, в том числе и домашних устройств.
С учетом недавнего отказа многих западных стран от ускоренной электрификации автомобильного парка, ожидать чего-то подобного от Норвегии, вероятно, не стоит.