Рынок легковых автомобилей в 2024 году: Прогнозы и тренды
Анализ динамики продаж новых легковых автомобилей в 2024 году
Профессиональное сообщество «Автомаркетолог» подводит итоги уходящего года в рамках своей онлайн-конференции. Озвучивалось мнение, что общий объем продаж новых легковых автомобилей в 2024 году может достичь 1,6 млн единиц. Это сопоставимо с объемами, достигнутыми в 2018 году, а темпы восстановления заметно ниже предыдущих рекордов. Тем не менее, это будет лучшим показателем за последние 6 лет.
Рынок автомобилей: позитива больше, чем негатива
— За период с 2023 по 2024 год регистрация новых машин увеличилась на 48%, — отметила Татьяна Акимова, исполнительный директор «Автомаркетолога». — Хотя текущие цифры уступают уровню 2013 и 2014 годов, они являются достаточно хорошими
По информации эксперта, крупнейшие скачки продаж в текущем году пришлись на весну и осень. В частности, март отметился изменением в правилах импорта автомобилей, а октябрь связан с увеличением утилизационного сбора. Однако после высокой активности октября последовал спад в ноябре, где регистрация новых автомобилей упала на 41%, что было ожидаемым исходом.
— В декабре, как мы предполагаем, продажи вернутся на уровень ноября, примерно в пределах 120,000 единиц, — добавила Татьяна Акимова. — Это обусловлено традиционным спросом сезона и акциями автодилеров, хотя моментально это меньше заметно, чем в предыдущем году.
Китайская доля и локальная сборка
Лидерство бренда Lada никем не оспаривается. При этом заметно возросла доля китайских автопроизводителей. «Если посмотреть на рынок в исторической перспективе, то в 2019 году на долю китайских автомобилей приходилось лишь небольшая часть, а сейчас их доля составляет почти 60%», — отметила Татьяна Акимова.
Четыре года назад в списке 15 самых успешных марок лишь одна компания из Китая вошла в этот рейтинг. Хавал занял 14-е место, с продажами, которые на сегодня выглядят незначительными. За 11 месяцев 2024 года Хавал реализовал более 175 тысяч автомобилей, на которые, в частности, делает ставку в своих планах на 2025 год независимый эксперт Александр Усольцев. Благодаря локальной сборке, по его словам, Хавал получит значительное преимущество на фоне конкуренции в следующем году.
— Справедливым будет ожидать повышения утилизационного сбора с 1 января, это действительно произойдет, — добавил аналитик. — А вот это изменение в большей степени затронет те компании, которые ввозят машины в другие страны.
В 2022 году позиции китайских автопроизводителей укрепились. Тогда в топ-15 вошли Chery, Haval и Geely, и, как и было сказано, доля китайских автомобилей на рынке продолжила расти. По прогнозам от «Автомаркетолога», данный тренд сохранится.
— Мы считаем, что доля продаж китайских брендов будет стабильной, — заявила Татьяна Акимова. — Но будущие перспективы предполагают появление новых суббрендов от крупных китайских автопроизводителей, что станет важным направлением для развития продаж.
Александр Усольцев согласился с такими прогнозами, добавив, что в 2025 году могут произойти закрытия дилерских центров, которые не выдержат конкуренции и экономических реалий. Также он отмечает, что будет интересен выход на рынок бренда BYD, который, по его мнению, предложит потребителю сильный продукт.
Тревожные тенденции: больше отказов и снижение продаж
Татьяна Акимова также отметила рост выданных автокредитов в уходящем году. Если в начале года было оформлено 91,1 тыс. кредитов, то к сентябрю этот показатель возрос до 170,1 тыс.
— За последние три года объем автокредитования значительно увеличился, — заметила эксперт. — Однако к концу 2024 года наблюдается некоторое снижение, что может быть тревожным признаком — растет закредитованность, особенно в низкодоходных сегментах и увеличивается число банк-отказов.
Аналитики предполагают, что в 2025 году стоит ожидать снижения объема продаж автомобилей. Прогнозы варьируются, ожидая объемы от 800-850 тыс. единиц до 1,1-1,3 млн единиц. В то время как независимый эксперт по маркетингу и CRM, Елена Стулова, считает, что продажи составят около 1 млн автомобилей.