Как российские учёные улучшат защиту самолётов от обледенения
Российские специалисты разработали математические модели для расчёта взаимодействия жидкостей с водоотталкивающими покрытиями, что поможет защитить самолёты от обледенения.
Вчера, 18 декабря, информационное агентство «ТАСС» со ссылкой на пресс-службу Центра научной коммуникации МФТИ сообщило о разработке новейших математических моделей, позволяющих точно анализировать взаимодействие жидкостей с объектами, имеющими водоотталкивающее покрытие. Эти вычисления обещают значительно улучшить защиту самолётов и других летательных средств от обледенения, что особенно важно для отечественных инженеров и проектировщиков.
«Созданные учёными математические модели будут использоваться для решения задач, связанных с обледенением и снижением трения. Это поможет сделать обоснованный выбор материалов для гидрофобного покрытия, а также уменьшит вероятность возникновения аварийных ситуаций и затраты на полёты».
Важно отметить, что ледяные наросты представляют собой серьезную опасность для самолётов и беспилотников. Эти образования формируются на фюзеляже и крыльях во время полёта и постепенно увеличивают массу летательного аппарата, что существенно снижает его аэродинамические характеристики и может нарушать работу бортовых датчиков. Чтобы защитить конструктивные элементы, на них наносят специальные водоотталкивающие покрытия, которые эффективно противостоят даже столкновениям с каплями переохлаждённой воды.
Эффективность таких покрытий зависит от множества факторов, включая скорость вытеснения воздуха из пор материалов фюзеляжа. Математические модели, разработанные российскими учёными, позволяют оценивать динамические характеристики различных гидрофобных покрытий, анализировать их взаимодействие с водой и прогнозировать изменения в свойствах материалов в зависимости от окружающей среды и других условий.