Как развивается рынок платёжных карт и дистанционного обслуживания в Узбекистане
Обзор роста платёжных карт и дистанционных сервисов в Узбекистане.
В сентябре 2024 года в Узбекистане было зарегистрировано 53,6 миллиона платёжных карточек, что на 29,6% больше по сравнению с прошлым годом и в 2,7 раза больше, чем пять лет назад. Однако это всё ещё ниже показателей Казахстана, несмотря на то, что население Узбекистана почти в два раза больше, как сообщает ranking.kz.
Объёмы и динамика поступлений через терминалы
За период с января по сентябрь 2024 года объём поступлений через платёжные терминалы составил 237,5 триллиона сумм, что на 30,8% больше, чем за аналогичный период в 2023 году. В пересчёте на доллары сумма составила 18,7 миллиарда долларов США, увеличившись на 25,3% относительно прошлогодних данных.
Количество терминалов и банкоматов
Число платёжных терминалов за последний год немного сократилось — на 1,2%, составив 424 тысячи единиц. За пять лет это число выросло на 24,9%. В то же время количество банкоматов и инфокиосков увеличилось на 18,3%, достигнув 28,4 тысячи единиц, что представляет собой рост в 3,4 раза за пять лет.
Лидеры по количеству карточек
Xalq banki выделяется на фоне остальных коммерческих банков, на его долю приходится более 20% всех платёжных карт — 11,9 миллиона. Также следует отметить Агробанк (5,1 миллиона), Ипотека-банк (4,5 миллиона) и TBC Bank (4,4 миллиона). Эти четыре банка контролируют почти половину всего объёма карт в обращении.
Поступления через терминалы по банкам
Четыре банка обеспечили более трети всех поступлений через платёжные терминалы: Алокабанк (2,8 миллиарда долларов США), Ипотека-банк (1,4 миллиарда долларов США), Узнацбанк (1,1 миллиарда долларов США) и Octobank (1 миллиард долларов США). Xalq banki, в свою очередь, зафиксировал 561,8 миллиона долларов США, что составляет лишь 3% от общего объёма поступлений.
Развитие дистанционного банковского обслуживания
В Узбекистане активно распространяется дистанционное банковское обслуживание: в сентябре 2024 года количество пользователей таких сервисов достигло 48,4 миллиона, увеличившись на 23,1% по сравнению с предыдущим годом и в 4,7 раза за пять лет. Большинство пользователей — физические лица.
Пользователи дистанционного обслуживания
Число физических лиц, использующих дистанционные банковские услуги, выросло на 23,5%, составив 47 миллионов. В Казахстане это число оказалось чуть ниже — 24,8 миллиона, с ростом в 12,4% за год.
Лидеры по количеству пользователей дистанционного обслуживания
Три банка, а именно Узпростройбанк (6,2 миллиона), Xalq banki (6 миллионов) и Агробанк (5,7 миллионов), составляют 40% всех пользователей систем дистанционного обслуживания. Число юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих такие сервисы, возросло до 1,4 миллиона, увеличившись на 9,9% по сравнению с прошлым годом и в 2,3 раза за пять лет.