Анализ рынка зерновых элеваторов выявил множество проблем
В Казахстане обнаружены серьезные недостатки в функционировании элеваторов для хранения зерна.

Агентство по защите и развитию конкуренции провело детальный анализ рынка услуг по хранению зерна, выявив ряд значительных проблем. Среди основных недостатков обозначены высокие тарифы, непрозрачные условия предоставления услуг, устаревшая инфраструктура и неэффективная система субсидирования. Об этом сообщает eldala.kz.
Состояние отрасли
В Казахстане действуют 207 лицензированных элеваторов, способных хранить 13,4 миллиона тонн зерна. Однако на нелицензированных объектах находится ещё 16,6 миллиона тонн. Лицензированные элеваторы в большинстве своем располагаются в зернопроизводящих областях, таких как Акмолинская, Северо-Казахстанская и Костанайская.
Цены и теряемая эффективность
Устаревшая инфраструктура ограничивает пробелы в эффективном хранении и логистике. По информации АЗРК, цены на услуги хранения зерна резко возрастают в сезон уборки — индекс цен увеличивается на 10-50%. Дополнительно, стоимость услуг в выходные дни оказывается на 30% выше, что существенно увеличивает затраты фермеров.
«Крупные компании на рынке создают трудности для сельхозпроизводителей: завышенные тарифы, ограничения доступа и непрозрачные условия услуг нарушают справедливую конкуренцию».
Предложения по улучшению
В ответ на эти проблемы АЗРК предлагает разработать новые правила, которые помогут устранить злоупотребления и обеспечат равный доступ к элеваторам. Также предполагается включение Информационно-учетного центра в государственный реестр, что позволит регулировать его деятельность и устанавливать предельные тарифы на услуги регистрации зерновых расписок.
Помимо этого, предлагается внедрение цифровых систем учёта, что позволит создать автоматизированную систему подачи заявок, обеспечивающую равный доступ для всех участников рынка.
Субсидирование и его ограничения
Еще одним важным аспектом является система субсидирования, которая на данный момент предоставляет поддержку только для объектов, мощность которых не превышает 10 тысяч тонн. Это создает проблемы для крупных предприятий, которые не могут получить государственную помощь на модернизацию. В связи с этим ведь предлагается пересмотреть пороговые значения в правилах субсидирования.
Последствия анализа
В результате анализа были вынесены предупреждения, а также инициировано одно административное дело с наложением штрафа. При участии АЗРК было заключено 41 соглашение по антимонопольному комплаенсу, в рамках которого установлены обязательства о публичном раскрытии тарифов на услуги сушки зерна.