Анализ авторынка Беларуси: Китай занимает лидирующие позиции в 2024 году
Официальные дилеры подводят итоги 2024 года и преобладание китайских брендов на авторынке

На авторынке Беларуси подведены итоги 2024 года. Официальные дилеры сообщают, что 67% участников представляют китайские марки, однако ситуация имеет свои нюансы.
Несмотря на географическое соседство с Западной Европой и интерес белорусских покупателей к европейским автомобилям, их уход с рынка открыл новые возможности для китайских брендов, практически предоставив им карт-бланш.
Китайские корни и их влияние
В 2024 году из 53 178 новых автомобилей, проданных белорусскими дилерами, входящими в автомобильную ассоциацию «БАА», почти 70% имеют китайское происхождение.
Интересно, что многие гибриды марки Nissan также собираются в Китае. Автомобили «Белджи»/Geely, которые составили 47% от общего количества продаж, также сложно назвать полностью белорусскими продуктами. Несмотря на наличие собственного бренда и лицензионного производства, значительная часть компонентов по-прежнему поступает из Китая.
Если исключить «Белджи»/Geely из расчетов, доля чисто китайских брендов составляет лишь 21,5%. Интересно отметить, что на этом фоне бренды, не имеющие совместного производства в Беларуси, но импортируемые напрямую, такие как Dongfeng и Voyah, демонстрируют больший успех.

Хорошие результаты также показывает компания Haval, уступающая лишь Voyah, благодаря успешному продвижению электрокара Voyah Free.
Среди немалого числа марки, не относящихся к китаю, в десятке продаж оказались лишь Lada, Audi и УАЗ. Их объемы продаж оставляют желать лучшего, поскольку многие дилеры едва реализуют 40–50 автомобилей в месяц, что создает сложные условия для ведения бизнеса.
Скрытые продажи альтернативных поставщиков
Нельзя забывать и о том, что значительная часть новых автомобилей в Беларуси продается через альтернативные каналы. Главным товаром в этом сегменте являются электромобили и последовательные гибридные автомобили, на которые не накладываются таможенные пошлины.
На конференции «Новые подходы к созданию стимулов для развития зарядной инфраструктуры в Беларуси» были озвучены данные о 14 000 автомобилей с зелеными номерами, зарегистрированных в 2024 году.

В официальной статистике БАА упоминалась лишь цифра 3641 для данного класса автомобилей, что позволяет предположить, что больше 10 000 единиц завезены через неофициальные каналы. Тем не менее, модели Voyah Free продолжают пользоваться спросом, с 2282 реализации в 2024 году.
Предложения альтернативных поставщиков и новые разработки
Некоторое беспокойство вызывает и сборка электрокара Geely E5 на заводе «Белджи». При этом с конвейера снимут Geely Tugella, которая все еще показывала хорошие результаты в 2024 году.

Альтернативные поставщики готовы предложить Geely E5 по цене, значительно ниже той, которую смогут предложить производители с действующими льготами на электромобили, срок которых истекает 31 декабря 2025 года.
Тенденции на авторынке Беларуси
Данные о топ-20 самых продаваемых моделей автомобилей на рынке показывают лидерство, сохраняемое Belgee и Lada. Эти факторы подтверждают, насколько важны льготные кредиты для покупателей.

Рынок Беларуси рискует стать трех-или четырехбрендовым, что вызывает растущую обеспокоенность среди дилеров. Цифры показывают, что в марте 2025 года доля продаж Belgee и Lada составила 81,56%, оставляя менее 20% на остальные марки.
В результате ситуация выглядит неутешительно для тех дилеров, у которых нет моделей Belgee или Lada. Запасы автомобилей, приобретенных ранее по более низким ставкам утильсбора, также не безграничны, что приводит к разговору о возможном закрытии или изменении бизнес-моделей.
