Как переживет пожар легендарная Hispano Suiza J12
Раскрываем историю восстановления уникального автомобиля

Седьмого марта на торгах Amelia Island с третьим ударом молотка нового хозяина обрела флагманская «Испано-Сюиза» в заказном кузове с тентованным верхом, или же 1934 Hispano Suiza J12 Vanvooren Cabriolet в полном титуле. «Всего» за 224 тысячи долларов США, приблизительно за десятую часть той суммы, в которую раритет оценивался до сентябрьского пожара 2024 года, сообщает kolesa.kz.
Значимость пострадавшего автомобиля велика в кругах ценителей автомотостарины, поскольку это одна из 120 построенных в период между 1931 и 1938 годами 12-цилиндровых «Испано-Сюиз». Спроектированная швейцарцем Марком Биркигтом, Hispano Suiza J12 отличалась в выгодную сторону от прочих люксовых авто того времени своими драйверскими повадками и точной подгонкой деталей. Ведь Биркигт был не просто инженером-механиком, но ещё профессиональным оружейником и талантливым мотористом.
Рассказывают, что во время презентации Hispano Suiza J12 на Парижском автосалоне 1931 года известный автомобильный журналист Шарль Фару из La Vie Automobile попросил предоставить ему одну из новых машин на длительный тест-драйв. Завод согласился, и в октябре Фару промчался из Парижа в Ниццу и обратно, намотав 1700 км. По возвращении запылённую «Испано-Сюизу» загнали в выставочный зал на Елисейских Полях и под днище положили длинный лист белой бумаги. За ту неделю, что автомобиль был выставлен, на бумагу не пролилось ни капли масла или бензина.

Среди покупателей машин с фигуркой аиста на пробке радиатора были махараджи, король Румынии и шах Персии, промышленники и банкиры, включая одного из Ротшильдов, а также Пабло Пикассо — художник мог себе позволить. Несмотря на их цену: в 1934 году Hispano Suiza J12 даже до оснастки заказным кузовом стоила как два RR Phantom III. Кстати, патент на разработанную Биркигтом для Hispano Suiza 3-ступенчатую, полностью синхронизированную коробку передач позже приобрела всё та же Rolls-Royce.
Экземпляр J12, которому не повезло оказаться на сгоревшем автовозе, был построен по заказу бельгийского барона Жана Эмпена и изначально имел полузакрытый кузов ателье Fernandez et Darrin, однако три года спустя по желанию клиента получил более изящный кузов типа кабриолет от Vanvooren. Автомобиль служил барону во время его поездок в Европе и Африке, а после войны был перевезён в США. Последним владельцем числился известный гонконгский предприниматель Майкл Кадури.

Обгоревший корпус был предварительно детально отснят аукционистами снаружи и внутри, чтобы у потенциальных клиентов сложилось верное представление о нынешнем состоянии машины. Сказать, что это груда руин, конечно, нельзя, но смотреть без боли, как пламя изуродовало великолепное авто, просто невозможно.
Алюминий потёк, включая крышку блока цилиндров огромного 9.4-литрового мотора, — эти детали придётся изготавливать заново или же искать аналоги. Стальные листы обшивки, хотя и деформировались от высокой температуры, могут быть восстановлены. Необходима полная реставрация салона с деревянной и кожаной отделкой, потребуются новые приборы, фары, шины и другое оборудование.

На профильном форуме специалисты уже пришли к выводу, что вернуть к жизни машину возможно, однако затягивать с этим никак нельзя, поскольку химические реагенты, содержащиеся в пене для пожаротушения, усиливают процесс коррозии. С другой стороны, крепкое рамное шасси на простых листовых рессорах облегчит работу реставраторов — с несущим кузовом хлопот больше.

Тем не менее, не исключается вероятность, что «Испано-Сюиза» так и останется в своём нынешнем удручающем виде... В один прекрасный вечер хозяин дома после посиделок возьмёт дорогого гостя за локоток и со словами «а пойдём, у меня есть кое-что тебе показать» проведёт его на задворки виллы, где в потёмках гаража будет стоять тот самый погорелец. Ведь обладание «Испано-Сюизой» уже сама по себе привилегия, вне зависимости от того, поедет она когда-нибудь или нет.