Как антифрод-центр Казахстана помогает бороться с интернет-мошенничеством?
Статья исследует эффективность антифрод-центра в Казахстане в борьбе с мошенничеством.
Антифрод-центр, запущенный Национальным банком Казахстана в июле 2024 года, за первые шесть месяцев своей работы предотвратил потерю 967 миллионов тенге, заблокировав подозрительные переводы. Центр представляет собой платформу, позволяющую участникам финансового рынка совместно выявлять и предотвращать мошеннические операции.
Данные о мошеннических инцидентах
По информации директора департамента информации и коммуникаций Нацбанка Асана Ахметжана, на 6 декабря 2024 года было зарегистрировано 11,7 тысяч мошеннических инцидентов. Основные источники информации — правоохранительные органы, которые сообщили о 65,5% случаев.
Как работает антифрод-центр?
Центр функционирует как цифровая платформа, позволяющая участникам финансового рынка обмениваться информацией и быстро блокировать подозрительные операции. Все выявленные переводы маркируются, что позволяет банкам-отправителям и банкам-получателям отслеживать их.
Большая часть заблокированных средств, а именно 760,9 млн тенге, была признана подозрительными ещё до их отправки.
Типы мошеннических действий
- Телефонные мошенничества — 25,5%
- Лжеинвестирование — 18,9%
- Мошенничество в соцсетях и мессенджерах — 17,6%
Также были зафиксированы случаи фиктивных продаж и мошенничества через фишинговые сайты. Специалисты Нацбанка предупреждают, что их сотрудники никогда не обращаются напрямую к гражданам, а работают лишь с финансовыми учреждениями.
Статистика и последствия интернет-мошенничества
По данным Комитета по правовой статистике, в 2023 году в Казахстане было зарегистрировано 22,9 тыс. уголовных дел по фактам интернет-мошенничества. Примечательно, что в 81,8% случаев уголовные дела закрывались из-за неустановления лиц, совершивших правонарушение.
Объем убытков от интернет-мошенничества
Согласно исследованию, ущерб от интернет-мошенничества в 2023 году составил 11,4 млрд тенге, что в 2,8 раза больше, чем сумма, заблокированная антифрод-центром. Основными жертвами стали физические лица, потерявшие 11 млрд тенге.
Возмещение ущерба оказалось незначительным, всего 36,6% от потерянных средств.
В целом, эффективность антифрод-центра показывает его важную роль в борьбе с мошенничеством и необходимость повышения осведомленности граждан о современных видах мошеннических действий.