Казахстан преодолевает рубеж в 24 миллиона тонн урожая и решает вопросы перевозки
Сбор урожая в Казахстане позволяет активно развивать экспорт, однако возникает ряд вопросов о логистике.
Сбор урожая в Казахстане составил более 24 миллионов тонн, что превышает средние показатели. Это создает возможности для значительного экспорта, сообщает eldala.kz.
Перевозка урожая и ожидания рынка
В сентябре 2023 года компания КТЖ осуществила перевозку свыше 1 миллиона тонн зерна, из них 860 тысяч тонн ушли на экспорт. Однако трейдеры прогнозируют, что в ближайшие два месяца будет необходимо перевезти от 1,2 до 1,5 миллиона тонн. Ключевой вопрос заключается в том, сможет ли железнодорожная система справиться с потенциальными перегрузками и как будут реализовываться запреты на погрузку в условиях увеличения количества поездов.
Проблемы бизнеса
Участники рынка, включая трейдеров и отраслевые союзы, уже на протяжении нескольких лет обращаются с просьбой о регламентации процесса введения запретов на погрузку. То, что отправители грузов часто оказываются в ситуации, когда о запрете сообщают уже после его введения, создаёт большие проблемы. Это негативно сказывается на выполнении контрактов и приводит к значительным убыткам в виде штрафов и дополнительных расходов. За год такие потери оцениваются миллиардами.
Регулирование запретов
В связи с этим представители бизнеса обратились в Министерство транспорта и КТЖ с предложением создать регламент согласования конвенционных запретов. Хотя обсуждение этого вопроса продолжается несколько месяцев, сейчас актуальность принятия данного документа возросла, чтобы обеспечить вывоз урожая.
Влияние на рынок и ценообразование
Также участники рынка подчеркивают важность планирования перевозок. Перегрузки на железнодорожных переходах и последующие запреты могут вызвать дисбаланс на других направлениях и негативно сказаться на ценах на сельскохозяйственную продукцию. Например, остановка поставок в Китай сразу влияет на цены со стороны покупателей из Средней Азии.
Официальные заявления
«Со стороны уполномоченного органа по обращению Национальной палаты предпринимателей данный вопрос рассматривается, и в дальнейшем планируется обсудить на рабочих группах по порядку применения механизма ограничительных и запретных мер».
Министерство транспорта заявило, что о запретах на погрузку сообщают за четыре дня до их введения, однако в экстренных ситуациях возможно быстрое применение таких мер.
«Перевозка зерна и продуктов перемола, как социально значимый груз, находится на особом контроле Министерства».
Инфраструктура и будущие потребности
Ведомство также отметило, что ограничения на перевозку — это необходимая мера для предотвращения заторов. Ограниченная пропускная способность обусловлена ремонтными работами, модернизацией путей и другими факторами. Однако вопросы нехватки локомотивов и вагонов уже решены.
«Реализуются четыре крупных проекта по расширению инфраструктуры на 1300 и 1400 километрах».
С увеличением потребностей в перевозках в октябре-декабре важна координация работы всех участников, включая различные госорганы и частные компании. Оперативные штабы действуют для обеспечения плавного процесса транспортировки.
Светлана Калинкина