Какой будет стоимость и маршрут платной трассы Алматы – Иссык-Куль?

Дорога Алматы – Иссык-Куль является стратегическим проектом, который изменит транспортную карту региона и станет важным фактором развития туризма, торговли и экономических связей между Казахстаном и Кыргызстаном.

👁️ 104
Трасса Алматы Иссык-Куль
Фото: trans.info

Проект строительства новой дороги, соединяющей Алматы и Иссык-Куль, представляет собой важный шаг для развития транспортной инфраструктуры в Центральной Азии. Эта дорога не только сократит время в пути, но и станет стимулом для усиления экономического сотрудничества между Казахстаном и Кыргызстаном.

Основные цели проекта

  • Сокращение времени в пути: благодаря новой дороге расстояние между Алматы и Иссык-Кулем сократится на 200 км, что позволит уменьшить время в пути более чем на 2,5 часа.
  • Улучшение транспортной связи: дорога станет ключевым элементом Экономического коридора Алматы – Бишкек, направленного на развитие торговли и туризма между двумя странами.

Краткая история проекта

Идея строительства дороги обсуждалась еще с 2004 года, и только в 2021 году проект получил серьезную поддержку со стороны Азиатского банка развития (АБР). Правительства Казахстана и Кыргызстана подписали меморандум о сотрудничестве еще в 2012 году, и после детального анализа был выбран оптимальный маршрут.

АБР выделил финансирование на подготовку проекта и его экономическую оценку

– говорится в отчете банка.

Маршрут дороги

Для строительства рассматривались три основных варианта маршрута: западный, восточный и прямой. Совместная рабочая группа выбрала западный маршрут, который:

  • Протянется на 260 км;
  • Проходит через Узынагаш, Кемин и перевал Новый Кастек;
  • Оказался наиболее экономически выгодным, требующим наименьших затрат на строительство новых участков дороги.
На рисунке синим изображен текущий путь из Алматы в Чолпон-Ату.
Желтым – существующий участок дороги, а зеленым – тот, что требуется построить.

Финансирование проекта

По оценкам, стоимость строительства западного маршрута составляет от $140 до $150 млн. Для реализации проекта будет использована модель государственно-частного партнерства, где:

  • 20% средств вложит частная компания;
  • 80% будут заемными средствами;
  • Казахстан покроет 59,4% затрат, а Кыргызстан — 40,6%.

Частные партнеры вложат значительные средства в проект, что позволит ускорить его реализацию

– отмечает АБР.

Экономические выгоды

Проект принесет экономические выгоды обеим странам. Согласно отчетам:

  • Казахстан получит 62% социальных выгод, связанных с улучшением транспортной доступности курорта Иссык-Куль для своих граждан.
  • Кыргызстан извлечет 63% экономических выгод, благодаря росту туризма и торговых потоков через границу.

Планируется, что дорога будет стимулировать рост ВВП обоих стран:

  • В Казахстане ожидается ежегодное увеличение ВВП на $31-95 млн.
  • В Кыргызстане — на $53-194 млн.

Платная дорога

Новая дорога будет платной, что обусловлено привлечением частных инвестиций. Основные характеристики платной дороги:

  • Тариф за проезд составит примерно $15 за автомобиль;
  • Ежегодное увеличение тарифа на 6% из-за инфляции;
  • Период концессии — 20 лет.

Влияние на экономику

Проект окажет значительное влияние на туристическую и торговую инфраструктуру обоих государств. Ожидается рост туризма как в Алматинской области Казахстана, так и в Иссык-Кульской области Кыргызстана.

Основные экономические преимущества проекта:

  • Увеличение туристического потока;
  • Развитие трансграничной торговли;
  • Создание новых рабочих мест в гостиничном бизнесе и обслуживающем секторе.

Строительство к 2030 году

Завершение строительства дороги запланировано на 2030 год. После введения в эксплуатацию дорога станет ключевым фактором роста экономики и улучшения транспортной инфраструктуры региона.

"Новая дорога откроет новые возможности для экономического роста и улучшит транспортное сообщение между двумя странами", – заявили представители правительства Казахстана.