Какой будет стоимость и маршрут платной трассы Алматы – Иссык-Куль?
Дорога Алматы – Иссык-Куль является стратегическим проектом, который изменит транспортную карту региона и станет важным фактором развития туризма, торговли и экономических связей между Казахстаном и Кыргызстаном.
Проект строительства новой дороги, соединяющей Алматы и Иссык-Куль, представляет собой важный шаг для развития транспортной инфраструктуры в Центральной Азии. Эта дорога не только сократит время в пути, но и станет стимулом для усиления экономического сотрудничества между Казахстаном и Кыргызстаном.
Основные цели проекта
- Сокращение времени в пути: благодаря новой дороге расстояние между Алматы и Иссык-Кулем сократится на 200 км, что позволит уменьшить время в пути более чем на 2,5 часа.
- Улучшение транспортной связи: дорога станет ключевым элементом Экономического коридора Алматы – Бишкек, направленного на развитие торговли и туризма между двумя странами.
Краткая история проекта
Идея строительства дороги обсуждалась еще с 2004 года, и только в 2021 году проект получил серьезную поддержку со стороны Азиатского банка развития (АБР). Правительства Казахстана и Кыргызстана подписали меморандум о сотрудничестве еще в 2012 году, и после детального анализа был выбран оптимальный маршрут.
АБР выделил финансирование на подготовку проекта и его экономическую оценку
Маршрут дороги
Для строительства рассматривались три основных варианта маршрута: западный, восточный и прямой. Совместная рабочая группа выбрала западный маршрут, который:
- Протянется на 260 км;
- Проходит через Узынагаш, Кемин и перевал Новый Кастек;
- Оказался наиболее экономически выгодным, требующим наименьших затрат на строительство новых участков дороги.
Финансирование проекта
По оценкам, стоимость строительства западного маршрута составляет от $140 до $150 млн. Для реализации проекта будет использована модель государственно-частного партнерства, где:
- 20% средств вложит частная компания;
- 80% будут заемными средствами;
- Казахстан покроет 59,4% затрат, а Кыргызстан — 40,6%.
Частные партнеры вложат значительные средства в проект, что позволит ускорить его реализацию
Экономические выгоды
Проект принесет экономические выгоды обеим странам. Согласно отчетам:
- Казахстан получит 62% социальных выгод, связанных с улучшением транспортной доступности курорта Иссык-Куль для своих граждан.
- Кыргызстан извлечет 63% экономических выгод, благодаря росту туризма и торговых потоков через границу.
Планируется, что дорога будет стимулировать рост ВВП обоих стран:
- В Казахстане ожидается ежегодное увеличение ВВП на $31-95 млн.
- В Кыргызстане — на $53-194 млн.
Платная дорога
Новая дорога будет платной, что обусловлено привлечением частных инвестиций. Основные характеристики платной дороги:
- Тариф за проезд составит примерно $15 за автомобиль;
- Ежегодное увеличение тарифа на 6% из-за инфляции;
- Период концессии — 20 лет.
Влияние на экономику
Проект окажет значительное влияние на туристическую и торговую инфраструктуру обоих государств. Ожидается рост туризма как в Алматинской области Казахстана, так и в Иссык-Кульской области Кыргызстана.
Основные экономические преимущества проекта:
- Увеличение туристического потока;
- Развитие трансграничной торговли;
- Создание новых рабочих мест в гостиничном бизнесе и обслуживающем секторе.
Строительство к 2030 году
Завершение строительства дороги запланировано на 2030 год. После введения в эксплуатацию дорога станет ключевым фактором роста экономики и улучшения транспортной инфраструктуры региона.
"Новая дорога откроет новые возможности для экономического роста и улучшит транспортное сообщение между двумя странами", – заявили представители правительства Казахстана.