Трагедия на строительстве моста в Уральске

В статье рассказывается о tragic incident на строительстве моста, в котором погиб рабочий.

👁️ 73
гибель рабочего на стройке
Фото: uralsweek.kz

В начале августа 2024 года 47-летний работник ТОО «БатысАкжолСтрой» Асхат Чикибаев упал с строительных лесов в процессе укрепления поперечных канатов висячего моста, в результате чего утонул. Во время падения он ударился головой об «люльку», в которой находился, и сломал руку. Трудовые инспекторы полагают, что он потерял сознание из-за болевого шока, что не позволило ему самостоятельно выбраться на поверхность. Если бы он был в спасательном жилете, трагедии удалось бы избежать. Однако в тот день монтажников на объекте не обеспечили спасательными жилетами. Информацию сообщает uralskweek.kz.

Государственный инспектор труда по Западно-Казахстанской области, ведущий специалист отдела контроля безопасности труда Даурен Габдиев сообщил журналистам, что расследование несчастного случая, произошедшего в микрорайоне «Самал 3» с рабочим ТОО «БатысАкжолСтрой» Асхатом Чикибаевым, завершилось 17 сентября 2024 года.

В состав комиссии, проводящей расследование, вошли не только представители трудовой инспекции, но и директор ТОО «БатысАкжолСтрой» Жанат Исполов, а также избранный представитель трудового коллектива – Самат Чикибаев.

По итогам работы комиссии было установлено, что причинами гибели Асхата Чикибаева на рабочем месте на 100% является халатность работодателя – ТОО «БатысАкжолСтрой».

Директор учреждения Жанат Исполов не согласен с выводами инспекции и планирует оспаривать результаты расследования инцидента.

Как подчеркнул Даурен Габдиев, у погибшего работника остались трое детей – две дочери и сын, которые вправе требовать от работодателя выплаты как морального, так и материального ущерба.

В процессе проверки выяснили, что Жанат Исполов не застраховал своих работников от несчастных случаев на производстве, что обременяет его обязательствами по выплатам для детей Чикибаева.

– Асхат Чикибаев трудился в ТОО «БатысАкжолСтрой» в качестве монтажника металлоконструкций чуть меньше двух месяцев – трудовой договор с ним был подписан 17 июня 2024 года, – отметил Даурен Габдиев.

Госинспектор труда восстановил для корреспондентов «УН» события, которые предшествовали трагедии. Сначала, 6 августа 2024 года, трудовые коллективы ТОО занимались ремонтом поврежденного пешеходного моста через реку Чаган в микрорайоне «Самал 3» в Уральске.

С утра они подготовили все необходимое для монтажа вертикальных подвесок – канатов, поддерживающих деревянный настил пешеходного моста.

После обеда, около 14:30, Асхат Чикибаев при помощи подъемника поднялся на вершину пилона — высоких опор моста, установленных на берегу для поддержания конструкции. Его задача заключалась в установке механизма аркана (лебедки, каната). Работникам удалось установить люльку (подъемную платформу) на строительные леса, чтобы поднять рабочих для выполнения монтажных работ. Леса, к слову, располагались на понтоне — плавучей платформе. Для передвижения понтона использовался канат: один конец был закреплен на понтоне, а другой – на механизме аркана, установленном на пилоне.

Асхат Чикибаев устроился в люльке, чтобы контролировать движение понтона, выполняя натяжку и расслабление каната, и в этот момент началась работа по установке поперечных канатов.

На понтоне находились трое рабочих – сам Асхат, его родной брат Самат Чикибаев и Адильбек Мендыханов.

– Работники затем рассказали нам, что настил на понтоне был крайне неустойчивым, деревянные доски сильно колебались из-за сильного течения в Чагане. Кроме того, строительные леса на понтоне были ненадежно установлены – их не фиксировали, и они качались из стороны в сторону, – пояснил Даурен Габдиев. – Работать в таких условиях было неудобно и опасно, но другого оборудования для восстановления моста работодатель не предоставил.

Когда понтон находился в 5-6 метрах от берега, стоявшие с обеих сторон от строительных лесов рабочие Самат Чикибаев и Адильбек Мендыханов заметили, что леса вместе с люлькой начали раскачиваться, а затем обрушились и рухнули в воду.

Асхат Чикибаев, находясь внутри люльки, сделал попытку ухватиться за край понтона, но не смог – он сломал руку. В момент падения люлька ударила его по голове.

Самат Чикибаев бросился в воду, пытаясь спасти своего брата, однако ему не удалось его найти. Адильбек Мендыханов привязал Самата канатом для страховки, а сам прыгнул в Чаган в надежде обнаружить Асхата на дне, но его усилия оказались напрасными.

Крики о помощи привлекли внимание случайных прохожих. Они смогли нащупать на дне Чагана утонувшую люльку и поднять ее на понтон.

Тело Асхата Чикибаева было извлечено из воды спустя час после падения водолазами. Прибывшие на место происшествия сотрудники «скорой помощи» констатировали его смерть. Судебно-медицинская экспертиза показала, что погибший был в трезвом состоянии. На его теле обнаружили множественные травмы и ушибы, а также закрытый перелом лучевой кости правой руки. Причина смерти – утопление.

– В ходе расследования мы установили, что рабочим предоставили кустарно изготовленное ненадежное строительное оборудование, которое не имело сертификатов и не соответствовало нормам безопасности. Монтажник Асхат Чикибаев не прошел обязательное обучение по технике безопасности и охране труда. Кроме того, в день трагедии работодатель не оформил ему наряд-допуск для выполнения работ на высоте и не провел инструктаж перед началом работ. Сам директор ТОО Жанат Исполов признал, что в день трагедии он не был на Чаганный мост, – рассказал Даурен Габдиев.

По его словам, работники ТОО «БатысАкжолСтрой» отметили, что у Асхата не было возможности использовать страховочный пояс, так как на мосту не было точек для крепления страховочного оборудования. Спасательные жилеты рабочим никто не выдал, что также подтвердил директор Жанат Исполов.

Лишь после трагедии, когда Асхат Чикибаев погиб, монтажники, продолжавшие работы по ремонту моста через Чаган в районе «Самал 3», получили спасательные жилеты. Кроме того, им изготовили новые надежные строительные леса, которыми закрепили понтон с помощью болтов.

– Все выявленные нарушения указывают на то, что в гибели Асхата Чикибаева виноват его работодатель – именно он не обеспечил рабочим безопасные условия труда, – подытожил Даурен Габдиев.

До конца этой недели управление инспекции труда по ЗКО передаст результаты своего служебного расследования в департамент полиции, чтобы полицейские провели собственное расследование. Уголовное дело по факту гибели человека на рабочем месте будет передано в суд после завершения расследования.