Жители Шалкарского района против уничтожения реки Каулжур
Общественные слушания по проекту добычи песка и гравия на реке Каулжур вызвали активное участие местных жителей и экозащитников, обеспокоенных судьбой реки и озера Шалкар.

После обращения к акиму области Асхату Шахарову в районном центре прошли новые общественные слушания, где обсуждалась судьба реки, питающей озеро Шалкар. Уничтожение реки и озера может вызвать экологическую и социальную катастрофу для региона. Наконец, экозащитникам и жителям Шалкарского района удалось попасть на общественное мероприятие по проекту добычи песка и гравия на реке Каулжур. Оно прошло 19 марта в здании акимата Шалкара. Напомним, предыдущие слушания по проекту, способному уничтожить реку, состоялись 18 декабря 2024 года на железнодорожной станции Улпан. Это место было настолько удалено, что не смогли приехать даже разработчики проекта и представители Департамента экологии. Видеоконференцию, которая должна была быть организована ТОО «KMD Group», провести не удалось из-за отсутствия сети на станции. Повторные слушания были организованы благодаря фонду «Имени Шүйт ата ұрпағы», который обратился за поддержкой к акиму области Асхату Шахарову. Открытое письмо главе региона мы публиковали в газете и на сайте «АТ» — сообщает Актобе Таймс.
– На слушаниях 19 марта собралось довольно много людей, около 30-40, – рассказывает экозащитник Александр Мандрыкин. – Модератором был акимат, присутствовал глава Шалкара. На первых слушаниях вообще ничего не было представлено, кроме общих слов. А в этот раз показали ситуационную схему.
Стоит отметить, что картографический план работ на реке Каулжур известен редакции «АТ». Компания намеревается добывать песок и гравий на карьере, который необходимо вырыть на участке реки длиной около 7 километров. Разрушение берегов Каулжура ТОО «KMD Group» намерено завершить к 2037 году. Запланировано извлечение 19 тысяч кубометров песка и гравия в год, что составит 230 тысяч кубов грунта за весь период разработки.

Александр Мандрыкин во время слушаний решил выяснить, понимают ли представители компании, какой вред могут нанести реке.
Я задал вопрос: «А там наносные грунты или отложившиеся?» Один ответил, что наносные, другой – что отложившиеся. То есть общего мнения нет, – продолжает Александр Мандрыкин. – Затем я поинтересовался: «Вы предлагаете щадящий способ добычи или другой?» Представитель ответил: «Да, щадящий. Я экскаватор туда загоню…» Какой это тогда щадящий способ! Ведь щадящий – это если использовать драгу и вести промывку песка, добывая в небольших объемах, например, для обустройства могил. Но здесь речь идет о промышленной добыче! Она не имеет ничего общего с щадящей разработкой!Практически все собравшиеся на слушаниях выступили против добычи песка и гравия на Каулжуре. Также был рассмотрен ответ компании от Жайык-Каспийской бассейновой инспекции, в котором говорится, что для Каулжура не установлены водоохранные зоны.
Этот ответ о том, что охранная зона для реки не определена, фактически является мотивированным отказом, – считает Александр Мандрыкин. – Раз эта зона не утверждена, то как можно добывать песок?В конечном итоге мнение собравшихся свелось к тому, что никаких работ на реке Каулжур проводить нельзя.
Аким Шалкара решил, что нельзя идти против мнения народа и пообещал: «Мы представим протокол и все мнения в него внесем». Голосование по проекту за или против не проводилось, и оно не является необходимым в этом случае, – объясняет экозащитник.
Напоминаем, река Каулжур, берущая начало в Мугалжарских горах, свои воды несет в озеро Шалкар, расположенное на берегу одноименного районного центра. Ученые, обследовавшие реку в 2021 году, пришли к выводу, что Каулжур пересыхает из-за деятельности щебеночных заводов, которые разрушают горы и уничтожают истоки реки. Также причиной являются котлованы, дамбы и запруды, построенные в русле Каулжура. Из-за пересыхания реки мелеет и озеро Шалкар, исчезновение которого приведет к экологической и социальной катастрофе в Актюбинской области. Жителей Шалкара, оставшихся без воды, придётся переселять в другие районы. На месте города и озера останется лишь безжизненная пустыня.