Как повышение тарифов на железнодорожные перевозки изменит ситуацию в Казахстане
Основные изменения в железнодорожной тарифной политике Казахстана.

Железнодорожный транспорт является одним из ключевых элементов экономики Казахстана, обеспечивая более половины грузооборота и осуществляя значительную часть экспортных и транзитных перевозок. По итогам 2024 года доля железнодорожного транспорта составила 64% от общего объема грузооборота, сообщает ranking.kz.
Госпрограммы для развития железнодорожного транспорта
Внимание к развитию железнодорожного сектора со стороны государства проявляется через ряд ключевых государственных программ, среди которых:
- Концепция развития железнодорожного транспорта Республики Казахстан до 2029 года;
- Концепция развития транспортно-логистического потенциала Республики Казахстан до 2030 года;
- Национальный инфраструктурный план Республики Казахстан до 2029 года.
Казахстан, находясь в центре Евразии, имеет огромный потенциал для транзитных перевозок, что создает большие возможности для роста данного сектора.

Увеличение тарифов и его причины
Внутренний и внешний рынок железнодорожного транспорта в стране преимущественно контролируется государственной компанией «Қазақстан темір жолы» (КТЖ). В недавнем времени компания объявила о повышении тарифов на услуги магистральной железнодорожной сети (МЖС) для экспортных грузов, начиная с 7 марта 2025 года, что вызвало широкий резонанс в СМИ.
Это решение стало результатом одобрения правительством во главе с премьер-министром, которое произошло еще в сентябре прошлого года и поддержало предложение КТЖ о повышении регулируемых тарифов.
Исторические проблемы тарифной политики
Существующие проблемы с тарифами в железнодорожной сфере не возникли мгновенно. В различных государственных программах и исследованиях, включая материалы от «Аналитического исследовательского центра развития конкуренции» и Halyk Finance, говорится о необходимости корректировки тарифной политики, что обусловлено многолетним сдерживанием тарифов ниже экономических показателей.
- Рост тарифов на грузовые перевозки за период независимости страны сильно отстал от общего роста цен.
- Недофинансирование и низкие тарифы привели к ухудшению активов железнодорожной отрасли.
- По данным аналитиков, если тарифы не изменятся, задолженность КТЖ может вырасти до 7,2 трлн тг к 2030 году.

Сравнение тарифов с соседними странами
Сейчас Казахстан имеет значительно более низкие тарифы на грузовые перевозки по сравнению с соседними странами. Например, казахстанские тарифы ниже российских на 2,7 раза, кыргызстанских — на 4,5 раза, а узбекистанских — на 7 раз. Эти низкие ставки фактически субсидируют соседние страны, что в свою очередь создает проблему на внутреннем рынке.
Перспективы и необходимость изменений
Обеспечение инвестиций в отрасль становится критически важным, что связано с текущим уровнем износа инфраструктуры:
- 57% — магистральная железнодорожная сеть;
- 60% — устройства сигнализации и связи;
- 68% — контактные сети и тяговые подстанции;
- 48% — вокзалы и платформы.
Таким образом, повышение экспортных тарифов является важной мерой, способствующей улучшению ситуации в отрасли. Это позволит улучшить состояние сети, привлечь необходимые инвестиции и поддержать дальнейшее развитие железнодорожной отрасли.

Вместо сдерживания тарифов, которое приводит к инвестиционному застою, Казахстан идет по пути рыночной тарификации в различных секторах экономики, включая железнодорожный транспорт. Это необходимо для обеспечения устойчивого развития и повышения конкурентоспособности.»
