Как повышение тарифов на железнодорожные перевозки изменит ситуацию в Казахстане

Основные изменения в железнодорожной тарифной политике Казахстана.

👁️ 199
Фото: shutterstock.com

Железнодорожный транспорт является одним из ключевых элементов экономики Казахстана, обеспечивая более половины грузооборота и осуществляя значительную часть экспортных и транзитных перевозок. По итогам 2024 года доля железнодорожного транспорта составила 64% от общего объема грузооборота, сообщает ranking.kz.

Госпрограммы для развития железнодорожного транспорта

Внимание к развитию железнодорожного сектора со стороны государства проявляется через ряд ключевых государственных программ, среди которых:

  • Концепция развития железнодорожного транспорта Республики Казахстан до 2029 года;
  • Концепция развития транспортно-логистического потенциала Республики Казахстан до 2030 года;
  • Национальный инфраструктурный план Республики Казахстан до 2029 года.

Казахстан, находясь в центре Евразии, имеет огромный потенциал для транзитных перевозок, что создает большие возможности для роста данного сектора.

Image 1

Увеличение тарифов и его причины

Внутренний и внешний рынок железнодорожного транспорта в стране преимущественно контролируется государственной компанией «Қазақстан темір жолы» (КТЖ). В недавнем времени компания объявила о повышении тарифов на услуги магистральной железнодорожной сети (МЖС) для экспортных грузов, начиная с 7 марта 2025 года, что вызвало широкий резонанс в СМИ.

Это решение стало результатом одобрения правительством во главе с премьер-министром, которое произошло еще в сентябре прошлого года и поддержало предложение КТЖ о повышении регулируемых тарифов.
— Автор.

Исторические проблемы тарифной политики

Существующие проблемы с тарифами в железнодорожной сфере не возникли мгновенно. В различных государственных программах и исследованиях, включая материалы от «Аналитического исследовательского центра развития конкуренции» и Halyk Finance, говорится о необходимости корректировки тарифной политики, что обусловлено многолетним сдерживанием тарифов ниже экономических показателей.

  • Рост тарифов на грузовые перевозки за период независимости страны сильно отстал от общего роста цен.
  • Недофинансирование и низкие тарифы привели к ухудшению активов железнодорожной отрасли.
  • По данным аналитиков, если тарифы не изменятся, задолженность КТЖ может вырасти до 7,2 трлн тг к 2030 году.
Image 2

Сравнение тарифов с соседними странами

Сейчас Казахстан имеет значительно более низкие тарифы на грузовые перевозки по сравнению с соседними странами. Например, казахстанские тарифы ниже российских на 2,7 раза, кыргызстанских — на 4,5 раза, а узбекистанских — на 7 раз. Эти низкие ставки фактически субсидируют соседние страны, что в свою очередь создает проблему на внутреннем рынке.

Перспективы и необходимость изменений

Обеспечение инвестиций в отрасль становится критически важным, что связано с текущим уровнем износа инфраструктуры:

  • 57% — магистральная железнодорожная сеть;
  • 60% — устройства сигнализации и связи;
  • 68% — контактные сети и тяговые подстанции;
  • 48% — вокзалы и платформы.

Таким образом, повышение экспортных тарифов является важной мерой, способствующей улучшению ситуации в отрасли. Это позволит улучшить состояние сети, привлечь необходимые инвестиции и поддержать дальнейшее развитие железнодорожной отрасли.

Image 3

Вместо сдерживания тарифов, которое приводит к инвестиционному застою, Казахстан идет по пути рыночной тарификации в различных секторах экономики, включая железнодорожный транспорт. Это необходимо для обеспечения устойчивого развития и повышения конкурентоспособности.»

Image 4