История мечети Жумагали ишана: культурное наследие Казахстана

Археологи и реставраторы продолжают работу над мечетью Жумагали ишана, построенной в 19 веке. Узнайте о ее истории и сучасном состоянии.

👁️ 249
мечеть Жумагали ишана
Фото: aktobetimes.kz

Современные реставраторы успели возвести новые стены. Археологи полагают, что небольшое здание несло на себе 4 купола. По мнению историков, мечеть была построена Жумагали ишаном, получившим в 19 веке прекрасное образование в прославленном университете Каира. В мечети Жумагали ишана, обнаруженной археологами в 90-х годах прошлого века, продолжат реставрационные работы. Об этом «АТ» сообщил Фархад Досмуратов, директор Центра исследования и охраны историко-культурного наследия: сообщает Актобе Таймс.

«Деньги на реставрационные работы еще не выделены. В прошлом году мы провели консервацию объектов – стен, окон, дверей и арок. Сама мечеть и весь комплекс находились в руинированном состоянии. В наступившем году будет разработана научно-проектная документация. Возведут ли купол либо установят навес – пока неизвестно. Этот вопрос будет решаться методсоветом, в который входят актюбинские и алматинские специалисты.»
Фархад Досмуратов

Культовый объект находится в 20 километрах от Донызтау – уникальной по своей исторической ценности местности, расположенной на северном чинке плато Устюрт. Этнограф и археолог Серик Ажигали, известный в том числе открытием могилы Абилкайыр хана, многие годы посвятил изучению Донызтау и его окрестностей. Разрушенную мечеть Жумагали ишана, рядом расположенные жилые и хозяйственные постройки, а также некрополь он обозначил как культово-жилищный комплекс Таскабак.

Точная дата строительства мечети неизвестна. Археологи датируют ее концом 19 – началом 20 века. Историки называют объект мечетью Жумагали ишана – известного религиозного деятеля. Но из документов, представленных Фархадом Досмуратовым, следует, что здание мечети к моменту, когда в ней начал служить Жумагали ишан, возможно, уже было построено.

Состояние мечети после первого этапа реконструкции.

Рождение и учеба Жумагали ишана

По мнению историков, Жумагали родился в 1860 году в Донызтау. Его отца, Оразалы, исследователи также именуют ишаном, как и деда (либо прадеда) – Ербатыра. Ербатыр ишан, утверждают историки, являлся не только главой религиозной общины, но и правителем рода Табын, а также бием. Для юного Жумагали родители избрали путь религиозного обучения. Для чего отправили мальчика за границу.

В Центре охраны историко-культурного наследия считают, что подросток обучался в медресе Аль-Аскария в Египте. Другие источники заверяют, что учеба мальчика проходила в университете аль-Азхар - старейшем (основан в 970 году) институте мусульманской учености, находящемся в Каире. К слову, университет до сих пор работает и готовит не только священников, но и специалистов светских профессий. Вероятно, Аль-Аскария и аль-Азхар - всего лишь разные формы транслитерации названия вуза.

Мечеть университета аль-Азхар в Каире.

Возвращение на родину

По всей видимости, в Каире не раньше второй половины 70-х годов 19 века Жумагали познакомился с выдающимся актюбинским религиозным деятелем Досжан ишаном. Историю знакомства описывают по-разному. По одной из версий, в годы, когда юноша еще учился в Каире, умер его отец Оразалы. Возникли трудности с оплатой за обучение. Якобы часть суммы за родителей внес некий местный житель, араб по национальности. Досжан ишан, совершавший хадж в Мекку, прознал о проблемах земляка. Якобы возместил расходы за обучение, привез обратно в Казахстан и назначил имамом одной из мечетей.

Жумагали, как утверждают историки, получил хорошее образование. Владел несколькими языками – арабским, тюркским и французским.

Годы служения

Источники указывают, что Жумагали до 1892 года служил в мечети, созданной Досжан ишаном, а затем перевелся в местечко Корсай, где также продолжил служение. Позже Жумагали ишан переехал в Таскабак. По одной из версий, он и построил мечеть, ныне называемую в его честь. Досжан ишан отдал замуж Жумагали ишану свою дочь Уммагулсим. Так вместе они и прожили. Воспитали сына, Жиенгали, который стал священнослужителем, пережившим репрессии в советские годы.

Известно, что в 1904 году Жумагали ишан подписал обращение к российскому царю о необходимости улучшения положения исламских священнослужителей в империи.

Как была устроена мечеть

Историки считают, что мечеть представляет собой «редкое архитектурное сооружение народного зодчества Арало-Каспийского Междуморья». По некоторым данным, в советские годы в здании располагалась школа, позднее оно использовалось как склад. Но к 90-м годам прошлого века находилось в разрушенном состоянии. Лучше сохранились юго-западная, западная, восточная и северо-восточная стены. Высота наибольшей стены составляла 2 метра, ширина – 0,75 метра. В северо-западной и юго-западной стене фиксировались два световых проема с арочным завершением. Две арки наблюдались в стене внутри мечети. Внутренняя стена была значительно шире наружных.

Археологи полагают, что она представляла собой пилон, который служил основанием для удержания куполов. Вероятно, мечеть была перекрыта четырьмя куполами, основания которых покоились на пилоне и на арках внутри помещения. Об этом позволяет судить наибольшая мощность завала, в плане напоминающего внутреннюю крестовую планировку. В верхней части стены в толще кладки фиксировались каменные плиты, вероятно, использовавшиеся для устойчивости, - объясняет Фархад Досмуратов.

Жумагали ишана не стало в 1906 году. Он был похоронен рядом с мечетью. «Могила Жумагали ишана устроена у юго-восточной стены, на расстоянии 1,5-2 метров от основания мечети. Надмогильная конструкция была сооружена из дикого камня. В плане имеет прямоугольную форму. У северо-восточной стены находится квадратное надгробие из ракушняка с эпитафией на арабской вязи. Территорию могилы окружает железная ограда. Северо-восточнее, за пределами ограды, установлены памятная плита с описанием жизни Жумагали ишана и скамейка. Восточнее размещены еще две могилы с оградами из силикатного кирпича», - говорится в документах, представленных Центром исследования, реставрации и охраны историко-культурного наследия.