Почему таксоперевозчики в Казахстане должны стать более прозрачными

Семьи жертв ДТП сталкиваются с трудностями при получении компенсаций

👁️ 189
такси в Казахстане
Фото: kolesa.kz

Группа депутатов от партии Amanat обратила внимание на отсутствие билетной системы в Казахстане, которая могла бы разделить услуги такси на коммерческие и нерегулярные. По их данным, в 2024 году на дорогах страны погибли 2579 человек, среди которых треть — дети. Сложившаяся ситуация вызывает многочисленные проблемы, включая случайные происшествия, связанные с пассажирами такси, которое разбивались на трассах в Алматинской, Жамбылской, Карагандинской, Костанайской и других областях. Отдельной статистики по этим случаям не ведется, так как на 95% рынок такси состоит из нерегулярных маршрутов и неофициальных услуг. Большая часть перевозчиков работает через агрегаторы, при этом один крупный агрегатор обрабатывает около 25 миллионов поездок в год. Однако большинство таких платформ оказывается просто «доской объявлений», где требования к водителям практически отсутствуют, заявили мажилисмены. Сообщает kolesa.kz.

По их словам, после дорожно-транспортных происшествий семьи погибших и пострадавшие сталкиваются с необходимостью подтверждать, что поездка была коммерческой, чтобы получить страховые выплаты и компенсации за причиненные травмы.

В результате депутаты предложили некоторые меры, среди которых:

  • Обеспечить цифровую верификацию водителей при получении заказа или регистрации на платформе во время оплаты взноса. Для этого необходимо интегрировать информационные системы агрегаторов такси с государственными системами, содержащими данные о наличия водительских прав, техосмотра и страхования ГПО.
  • При регистрации ДТП фиксировать информацию о категории перевозок (частные или коммерческие), а также данные о перевозчике и платформе, через которую был оформлен заказ.
  • При оплате поездок указывать в платежных документах данные о перевозчике, пассажире, времени и маршруте следования.

Первый вице-премьер Роман Скляр поддержал инициативу депутатов и сообщил, что в настоящее время разрабатывается законопроект о саморегулируемых организациях (СРО) с участием агрегаторов такси. Новый законопроект будет предусматривать создание информационной системы СРО, где планируется отражать данные о водителях, страховании и другие важные параметры, включая цифровую верификацию автомобилистов перед поездкой. Система также будет интегрирована с базами данных МВД и системой «Техосмотр».

«Создание СРО в сфере пассажирских перевозок позволит внедрить механизм общественного контроля соблюдения законодательных требований ее членами. В частности, использование информационных систем СРО предполагает создание общего реестра водителей, отвечающих требованиям безопасности (ежедневная верификация), для всех агрегаторов такси. Также при выявлении нарушений законодательства СРО должна будет незамедлительно сообщать государственным органам для принятия мер», — отметил Р. Скляр.